Что такое живопись?

Вам на этот вопрос никто не ответит. Настоящего художника, всю свою жизнь занимающегося живописью, данный вопрос поставит в тупик, заставит серьезно задуматься.

Понимание живописи сродни просветлению. Буддийские монахи тоже медитируют всю жизнь, чтобы понять, что такое дзен.

Примерно лет сорок тому назад группа художников (среди которых были мои преподаватели) собралась, чтобы спасти погибающий парк. По определенным причинам погибло большинство деревьев. Общим собранием решили не выкорчевывать их, а спилить до некоторой высоты и вырезать скульптуры. Так творческие люди создали парк с уникальными деревянными скульптурами.

Через 20 лет почти каждый из моих преподавателей вспоминал, что занимался скульптурой не только ради скульптуры, но еще для того, чтобы понять, что такое живопись.

Свобода творчества.

Под свободой творчества обычно понимают отсутствие каких бы то ни было ограничений, то есть художник свободен "творить", как ему вздумается. На практике дело обстоит иначе. Творчество без ограничений невозможно, как невозможно и без четко поставленной цели.

Допустим, заказчик просит создать "шедевр", но не озвучивает такие важные моменты, как тематика сюжета, цветовая гамма, цена. Все отдается воле творца. Никакой оформленной цели. Иными словами, делай, что хочешь, твори, как знаешь.

Этот случай может показаться идеальным, но пройдет 50 лет, и живописец ничего не создаст, а если создаст, то точно не шедевр, ведь бесцельное творчество невозможно, а цель творчества - это и есть его ограничение.

Познай себя, как говорится.

Каждый нормальный художник всегда предваряет свою работу множеством эскизов. Начинается процесс обычно с набросков, которые иногда называют "почеркушки". Эти наброски чаще всего похожи просто на каракули, где художник полностью дает волю своему воображению, "раскладывая по пятнам" свою будущую идею. Заметим, только идею, ибо для ее рождения нужна огромная внутренняя работа. Накаляканное в такой почеркушке сможет понять только сам рисовальщик и больше никто другой. Разве что другой рисовальщик, более старый, более опытный.

Далее, когда идея созрела, начинается самое интересное. Оказывается, родился совсем не тот образ, который предполагался изначально. Возникает внутреннее противоречие: в первоначальной задумке хотел выразить свою живописную индивидуальность, а получается совсем обратное. Что дальше? Держаться выбранной эгоцентричной линии, или же отдаться воле воображения, а дальше куда вынесет? Вот потому подзаголовком данного параграфа выбрана фраза "познай себя": художник должен решить, что же на самом деле является выражением его творческой индивидуальности.

Секреты мастерства современного живописца
Она настоящая и... гламурная художница.

Этюды на фотоаппарате.

Композиция считается идеальной, когда в нее уже ничего нельзя добавить и убрать из нее какие-либо элементы тоже нельзя. Работа над идеальной композицией занимает времени больше всего. Теперь наступает период огромного количества эскизов как в размер будущей картины, так и в виде мелких набросков. Так же идет активный поиск натуры. Если композиция будет содержать фигуры людей, например, девушку, разговаривающая по телефону в телефонной будке, то, во-первых, ищется подходящий типаж и, конечно, телефонная будка.

Ни один нормальный художник, если он не футурист с абстрактной наклонностью, не станет придумывать образ телефона из головы. Значит, надо писать этюды? Зачем, если есть фотоаппарат. Идем на улицу, ходим по городу и фотографируем любые подходящие таксофоны на пути и в разных ракурсах. Если в этот момент кто-то разговаривает по телефону, то это вообще удача. Главное быстро убегать потом. А как вы думали?

На самом деле не секрет, что художники почти не пишут городских этюдов. Человека с этюдником можно встретить только где-нибудь в сельской местности. Только неопытных студентов заставляют учиться на улицах города, малюя этюды. Зато у их преподавателей есть фотоаппараты.

Композиция.

Так никогда не бывает, чтобы художник что-то просто взял и нарисовал. Более или менее серьезная работа пишется от полугода. Иванов свое Явление Христа народу писал белее 30 лет. Благо сейчас арсенал живописца содержит тьму самого разного технического оснащения. Компьютер - плохая идея, но если наш товарищ является художником-абстракционистом, то вполне. А так карандаша, бумаги, фотоаппарата, ножниц и светоскопа вполне хватает. Даже более, чем достаточно.

Зачем светоскоп? Ну например можно человека отфоторафировать в нескольких разных позах, фотографии потом распечатать. Ножницами фигуры вырезать, а потом на стекле светоскопа двигать, составляя композицию из нескольких фигурок. Поверьте, так делать гораздо быстрее будет, нежели на компьютере.