Богоматерь, Богородица, Мадонна, Дева Мария, Пречистая Дева… Всё это имена земной женщины, ставшей матерью Иисуса Христа.
Трудно назвать более популярный и любимый образ всех времён и народов, чем изображение матери и ребёнка. Христианство чутко восприняло эту идею всепобеждающей, вселенской материнской любви. Этот образ важен для каждого человека и для всего мира. Европейская живопись даёт нам сотни изображений Мадонны. Они то радостные, то печальные, то нежные, то строгие, то в роскошных царских уборах, то в скромном монашеском одеянии.
В русских иконах Марию (она, в соответствии с каноном, изображена взрослой, но меньше, по сравнению с другими фигурами) окружают родители, девушки со свечами. Иногда в иконе она встречается дважды: на ступенях храма и принимающей пищу из рук ангела. Праведницу, по преданию, питали божьи посланники.
Иную трактовку этого образа мы встречаем у Тициана. На картине «Введение Богородицы во храм» реалистично изображённая девочка в лучистом ореоле окружена пышной толпой нарядных дам на фоне каменных громад Иерусалимского храма. Захарий в шитых золотом ризах склоняется к ней. Предание гласит далее, что Захарий, движимый неведомой силой, «словно изумился» и совершил невозможное: он ввёл девочку в алтарь, куда сам мог входить лишь раз в году.
До двенадцати лет Мария воспитывалась в храме, а затем была отдана в дом благочестивого вдовца Иосифа.
«Обручение Марии» кисти итальянского художника Рафаэля (1504 год) проникнуто возвышенным и светлым чувством. Двое берут на себя великую миссию – сохранить и вырастить божественного младенца. Чистые ясные тона, спокойные лица, плавные движения, певучие линии рисунка Рафаэля, силуэт, увенчанный высоким куполом храма, - всё создаёт образ возвышенный и одухотворённый.
Светлое чувство, навеваемое «Обручением Марии» Рафаэля послужило основой создания музыкальной пьесы венгерского композитора-романтика Ференца Листа.
Отредактировано alina (2013-02-11 21:04:42)