Центр Аграрных Исследований в государственном университете Милана, следил за процессом появления этих инициатив. И в результате опубликовал Guida dei musei etnografici italiani, в котором почти 500 таких музеев зарегистрированы и иллюстрированы. Уже в первой главе читатель обнаруживает богатое содержание этих учреждений. Каждый год обзор LARES, изданный тем же самым учреждением, перечисляет все новые музеи.
Без сомнения появление в это десятилетие сотен музеев, посвященных народным сельским, ремесленным, рыбацким и добывающим традициям, составляет один из самых экстраординарных процессов. У этого явления есть свои социальные и психологические аспекты, важность которых большинство официального музееведения попыталось понять. Невозможно проанализировать всех их здесь, таким образом, мы ограничимся выделением самых существенных особенностей, которые показывают глубокую природу этих музеев.
Прежде всего, только самый поверхностный и поспешный посетитель мог предположить что эти музеи не идут далее, чем их прямое содержание: рабочие орудия, костюмы, и т.д. Для основателей этих учреждений демонстрирующиеся объекты представляют их идентичность и корни. Как написал видный французский музеевед Жорж Анри Ривье, эти музеи - архив местных сообществ, зеркало их прошлых и настоящих проблем и решений, найденных ими их будущих перспектив.
Покровители и создатели этих музеев не богатые коллекционеры, ученые или специалисты, которые часто презирают и не в состоянии понять эти инициативы, но обычные люди. Это выдвигает на первый план радикальное различие между этими и другими типами музея. Эти музеи больше, чем музеи, это часть постоянного отчета человеческой действительности. Даже в доисторические времена в своего рода 'прото-музее', племена писали на скалах о себе: пашня, охота, магия и т.д., они запоминали важные события, давая им жизнь в мифе и легенде. Та же самая нить прослеживается в Средневековье и в эпохе Возрождения, в постройке больших соборов или скромных деревенских часовен, в которых люди объединялись, чтобы встречаться с Богом, и описывали свою повседневную жизнь и сезонные изменения. Эта потребность создавать историю воспринята покровителями этих музеев, которые часто объединяют реликвии давней истории с орудиями более свежего прошлого.
Близко связан со всеми этими аспектами факт, что многие из музеев - результат работы учителей, которых стимулируют или помогают родители их учеников. Эти архивы памяти и местной истории составляют центральный и самый важный текст, определяя культурную и экологическую историческую действительность каждого места. Они - самый эффективный инструмент для того, чтобы создать понимание индивидуальности.
Во многом эти музеи, которые составляют существенную часть богатого итальянского наследия, не получили достаточного внимания и оценки со стороны интеллектуалов и Министерства Культуры. Видный археолог и этрусский специалист Марио Торелли критикует большинство больших этно-археологических выставок современных времен. «Из-за ошибки их образованных и искушенных организаторов они 'все больше и больше приобретают извращенный характер кунсткамеры или палаты чудес, параноидальные выставки фетишей, золотых и позолоченных бронзовых лошадей, герои, поднимающиеся с моря и т.д. Насколько отличаются эти официальные выставки от 500 скромных местных этнографических музеев и их выставок!»